Введение

Проблема исследования: противоречие между определением личности как проявления сознания и социальности и отсутствием единой теории личности, интегрирующей общую, возрастную, и социальную психологию.

Актуальность: Личность одно из основных понятий современной психологии. Исследования личности актуальны и сами по себе, и как направленные в сторону создания единой теории личности.

Объект исследования: личность жителя Москвы возрастом от 15 до 87 лет.

Предмет исследования: структура личности, включающая мировоззрение, черты личности, ценностные ориентиры личности, психологический возраст.

Цель исследования: статистически достоверное подтверждение валидности авторского теста мировоззрения, основанного на авторской теории развития мировоззрения с возрастом.

Гипотеза исследования: высокая степень общности мировоззрения, системы мотивов, черт личности, психологического возраста, как проявлений единой структуры личности.

Методы и инструменты исследования: авторский тест мировоззрения, шестнадцатифакторый опросник Кеттелла, методика «ценностные ориентации» Рокича, тест «психологический возраст» Кронига.

Теоретический раздел. Структура личности и мировоззрение.

Личностью в современном психологическом словаре1 под редакцией А.В. Петровского2 назван «человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Сергей Леонидович Рубинштейн3 назвал словом «личность» субъекта деятельности и сознания4. По этому определению, личность зависит и от того и от другого, и от сознания, и от деятельности. Однако и то и другое изменяется в процессе развития и взросления. Личность человека нет возможности представлять как статичную.

С другой стороны, если мы говорим о нормальном развитии человека, то по этому определению мы должны иметь в виду и нормальную личность на каждом из этапов этого процесса, как среднее для людей этого возраста состояние определённой структуры.

Почему имеет смысл говорить именно о структуре?

Потому, что в жизни, и отчасти индивидуальном сознании человека, чаще всего представлены социальные взаимодействия людей всех возрастов и всех уровней развития. И социум и сознание присутствуют в жизни человека с самого начала. Обычный ребёнок взаимодействует и с родителями, и с их родителями, и с другими детьми, и присутствует при их взаимодействиях друг с другом.

Однако только часть из этих взаимодействий для него полностью актуальна, а именно, взаимодействия сверстников и младших. Взаимодействовать со старшими он может только на своём уровне развития, и лишь часть из их действий он полностью осознаёт.

Остальная часть, между тем, тоже присутствует, но как мало осознаваемый залог последующего развития. Как до поры пассивный элемент структуры, в полном соответствии с концепцией Льва Семёновича Выготского5, который ставил знак равенства между личностью и её культурным развитием6.

К примеру, ребёнок лет пяти уже легко понимает действия типа поднятия тяжестей, и поэтому легко может быть заинтересован взрослым спортом. Взаимоотношения же учёных он через свой возраст воспринимает скорее как спор о старшинстве, чем как совместные поиски взаимопонимания. Но и в этом случае он получает опыт, просто сможет этот опыт использовать только потом, когда подрастёт и полностью его осознает.

Можно привести аналогию с телом человека. Все без исключения органы присутствуют в нём с самого его рождения. Однако в развитии приоритетными бывают то одни, то другие из них. В одном возрасте важно бегать быстрее, в другом быстрее соображать.

Точно так же и все без исключения возможные черты личности, мотивы, ценности, приоритеты, присутствуют в жизни человека с самого рождения. Только часть из них для него актуальна больше, а другая часть меньше, иногда настолько меньше, что о ней точнее говорить как о подсознательной.

Если ребёнок может изредка проявлять черты личности взрослого, то эти черты в нём уже присутствуют, просто развиты относительно мало.

Далее, если мы говорим о нормальном для определённого возраста состоянии структуры личности, мы говорим и о проявлениях этого состояния, средних чертах личности, средних приоритетах и ценностях. Все эти характеристики различны в разных периодах жизни.

Особо следует отметить мотивацию, которую Сергей Леонидович Рубинштейн называл направленностью личности, её связью с окружающим миром и потому базовой характеристикой7.

Взрослый может иметь мотивы, аналогичные мотивам ребёнка, если его развитие было осложнено. Так Абрахам Харольд Маслоу8 упоминает, что претерпевший серьёзные лишения человек может всю жизнь получать радость от одного только факта сытости, обходясь без нормальных для людей своего возраста интересов9.

Однако в норме мотивы взрослого от мотивов ребёнка отличны. Большая часть человеческих действий совершается из иных потребностей, чем потребность в пище.

С другой стороны, ребёнок вряд ли может, как взрослый, иметь центральной и свободной от опосредования другими мотивами потребность в самоактуализации10, просто потому, что у него нет достаточного опыта. Быть собой интересно только если себя достаточно много. Если ребёнок всё таки стремится к актуализации себя, можно предположить, либо, либо:

То же самое можно сказать, к примеру, и про эстетическую потребность. Чтобы иметь желание созерцать гениальную картину, нужно, хотя бы отчасти, понимать гениального и взрослого художника, а это возможно только если созерцающий взрослый сам. Если говорить о ребёнке, во многих случаях его желание видеть гениальную картину это результат другой потребности, потребности принадлежности к слишком увлечённым искусством родителям.

Аналогичная ситуация с идеалами11 и волей12. За исключением случаев озарённости и ясновидения, идеалы поверхностны без опыта. Ребёнок может их иметь, но если они абстрактны, скорее всего, он просто подражает значимым взрослым из желания быть им ближе и мало понимает смысл таких слов как «коммунизм». Без глубоких и осознанных идеалов воля быстро сходит на нет. Сложно настаивать на своём, если в этом своём нет уверенности.

В общем, мотивы ребёнка могут явно включать характерные для старших возрастов потребности, но обычно включают их только как вторичные и поверхностные производные нормальных для возраста ребёнка мотивов.

Поэтому можно поставить в соответствие уровни пирамиды потребностей Маслоу и периоды развития человека.

В каждом периоде развития часть своих мотивов человек уже может самостоятельно реализовать, часть ещё точно нет, и существует только одна потребность, которую в следующем периоде он уже будет удовлетворять самостоятельно, поэтому её удовлетворение другими для него актуальнее всего остального. Можно сказать, что человек в каждый период развития наиболее сензитивен к удовлетворению одной определённой потребности.

Период развития

Значимый уровень пирамиды Маслоу

От зачатия до рождения, девять месяцев

Физиологические потребности

От рождения до года, период младенчества

Потребности безопасности

От года до трёх лет, период предметно манипулятивных игр

Потребности принадлежности

От трёх до семи лет, период ролевых игр

Потребности уважения

От семи до пятнадцати лет, период учёбы

Потребности познания

От пятнадцати до тридцати лет

Эстетические потребности

От тридцати до шестидесяти лет

Потребности самоактуализации



На основании этой таблицы можно предположить, к примеру, что ребёнок, и это предположение хорошо согласуется с опытом, имеет наибольшую потребность в уважении в возрасте от трёх до семи лет, а далее эта потребность становится меньше, потому что он начинает удовлетворять её сам, интериоризировав иерархические отношения. В норме после кризиса семи лет человек уважает себя безотносительно мнению окружающих.

Если с возрастом происходит изменение значимости потребностей, должно происходить изменение всей системы ценностей и всех особенностей личности.

Допустим, человек получил мало уважения в возрасте от трёх до семи лет, продолжил развитие преодолев кризис лишь частично, и потребность в уважении осталась особо значимой для него. Тогда и все особенности его личности будут отличны от нормальных особенностей личности человека его возраста.

Измеряя их, к примеру, тестом Кеттелла, мы, скорее всего, получим большие отклонения по параметру C, «сила Я».

Если мы воспользуемся измеряющей мотивацию методикой ценностных ориентаций Рокича, то, вероятно, получим большие отклонения от нормы по ценностям типа «материально обеспеченная жизнь» и «уверенность в себе», тогда как отклонения по ценностям типа «жизнерадостность» или «творчество» могут быть малозначительными.

Наконец, если мы воспользуемся методикой «психологический возраст» Кронига, в которой, фактически, происходит измерение степени субъективно придаваемой разным возрастным периодам значимости, мы, возможно, будем иметь смещение в сторону ранних возрастов, в которых мотив уважения был менее актуален и потому жизнь казалась проще и легче.

Продолжая пример, будут иметь отклонения от возрастной нормы и черты личности человека, потребности познания, а точнее уподобления которого были мало удовлетворены в периоде от семи до пятнадцати лет. Скорее всего, подобный человек с одной стороны будет иметь относительно мягкий характер и сниженную потребность в самостоятельности, а с другой завышенную потребность в приятелях и знаниях, в результате отсутствия уверенности в собственной обаятельности и значительности для других.

В принципе, сказанного уже достаточно для перехода от теории к практике, однако, следует учесть ещё ряд соображений, имеющих отношение к старшим возрастам.

Дело в том, что самоактуализация, которую Маслоу полагал высшей из потребностей человека, может иметь разные формы и фактически выражать разные потребности.

К примеру, человек может стремиться проявить накопленный им опыт, реализовать свой собственный образ жизни, стремиться к самоактуализации в чистом смысле. Может он и желать общих перемен, а себя проявлять потому, что иначе нет возможности изменений. Он может стремиться упростить свою и общую жизнь, или стремиться к покою в действии.

Особо это заметно на примере людей пожилых, уже реализовавших себя в социальном смысле. Когда и ребёнок уже стал взрослым, и дом уже построен, и дерево уже посажено, и во всём остальном человек уже состоялся, основных мотивов может быть всего три:

Потому что каждое лишнее слово это минимум одно лишнее действие.

Эти три стремления продолжают быть и тогда, когда самоактуализация в прямом смысле, реализация своего собственного образа жизни, достигнута. Логично предположить, что они являются высшими по отношению к потребности самоактуализации, так же, как самоактуализация выше мотивов предыдущих возрастов.

Соотношение этих трёх потребностей мы можем определить и чисто логически, и опытным путём. Во первых, сначала происходит интуитивное озарение, а уже потом творчество как таковое, одухотворённое творчество. Это может подтвердить большинство творцов.

Далее, сначала происходит покой, а уже потом интуитивное озарение. Это может подтвердить любой достаточно долго занимавшийся медитацией человек.

Если говорить о логическом обосновании, то тысячи обезьян из классической теоремы, возможно, и создадут «Гамлета»13, но, чтобы отделить полный жизни текст от бессмысленного набора символов, нужна интуитивная ясность, особенно если текст принципиально нов и высказанные в нём мысли отсутствуют в предыдущем опыте. Без ясности нет разницы между чудом и хаосом. Одного только опыта для понимания всегда нового чуда мало. Поэтому ясность важнее чуда, которое важнее опыта и основанного на опыте интеллекта.

Далее, объяснить можно кому угодно и что угодно, но избежать излишнего просветительства можно только если в объясняющем присутствует внутренний покой как мерило. Только будучи спокойным можно видеть вызванное излишней ясностью смущение в другом. Если объясняющий входит в раж и игнорирует собеседника, он может дать тому ответ, который лучше найти самостоятельно, или, что ещё хуже, может поступить подобно заранее рассказывающему будущим зрителям концовку фильма и его смысл.

Поэтому значимей всего покой, затем ясность, и лишь затем новизна. Эти мотивы важнее потребности самоактуализации, но, как самоактуализация может быть полностью явлена лишь при условии удовлетворения предыдущих потребностей, так и они могут быть полностью реализованы только самоактуализирующимся человеком. Чтобы сотворить что то своё нужно жить по своему.

В результате мы имеем всего десять мотивов, семь из которых соответствуют определённым возрастам, а три нет возможности отнести к конкретному периоду, но проявления которых легче заметить у человека пожилого, все остальные потребности которого уже удовлетворены.

Эти мотивы и соотношения между ними и составляют структуру личности. Остальные потребности это комбинации этих десяти. Равно и большинство других особенностей личности это производные от них.

Так черты личности это устойчивые состояния личности, создаваемые человеком в результате многократного участия в возникающих при реализации определённых сочетаний мотивов ситуациях. Точно так же, как мимические морщины возникают при многократном выражении одних и тех же чувств. К примеру, логично, если имеющий центральным мотивом волю и постоянно принимающий участие в волевых взаимодействиях будет иметь относительно развитую силу «Я» как черту личности.

Психологический возраст это соответствие сочетания основных мотивов и черт личности среднему для определённого физиологического возраста. Человеку психологически пять лет в первую очередь если его потребности тождественны потребностям пятилетнего. Мы скорее назовём взрослым ограниченного умственно, но стремящегося к взаимопониманию человека, чем ставящего свой развитой интеллект на службу невротической потребности во власти или сверхобаятельности.

Наконец, мировоззрение это представление о мире, как о имеющем определённые моральные, логические, и объективные законы. Чаще всего эти представляемые законы отражают структуру личности самого человека. Мировоззрение это проекция своей личности на весь воспринимаемый мир. Волевой человек скорее всего будет видеть весь мир как основанный на однозначных иерархических отношениях. Чуть старшие психологически люди будут видеть мир как проявление отношений типа магнитных полей, гармоничных волн, сообразных исторических циклов, и так далее.

Мотивы человека, его черты личности, психологический возраст, мировоззрение, должны иметь высокую степень общности. Эту подытоживающую вышесказанное гипотезу мы и будем подтверждать практическим исследованием.

Такие традиционно относимые к личности особенности, как темперамент и способности, сейчас мало определяемы сознанием и социумом. Относительно мало людей могут менять их по собственному желанию и на продолжительное время. Поэтому мы оставим их за пределами нашего рассмотрения, как выходящие за пределы личности, субъекта сознания и деятельности.

Практический раздел. Валидность теста мировоззрения.

В ходе исследования было опрошено шестьдесят четыре жителя города Москвы возрастом от семнадцати до восьмидесяти семи лет, обоего пола, включая семнадцать студентов высшего и среднего образования. Опрошенным были предложены тест Кеттелла, тест Кронига, тест Рокича, и предназначенный для рассмотрения структуры мировоззрения авторский тест.

Гипотезой исследования было присутствие взаимосвязи между измеряемыми тестами характеристиками личности и измеряемыми авторским тестом мировоззрения характеристиками структуры личности.



Бланк теста мировоззрения:

Пожалуйста, укажите ваше полное имя, или любой символ, по которому впоследствии вы смогли бы опознать ваш ответ:

Ваш возраст:

Ваше семейное положение:

Ответьте на каждый из вопросов, выбрав только одно из предложенных слов, и отметив его.

Вы можете ответить на два или больше вопросов одинаково.

Вы можете давать ответы типа «дом это дом».


Вопросы и ответы:


  • Дом это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Предмет это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Действие это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Сила это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Близость это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Любовь это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Единство это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Чудо это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Ясность это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир

  • Мир это дом предмет действие сила близость любовь единство чудо ясность мир


Каждое из предложенных слов указывает на определенный образ. Приведённое далее пояснение этих образов может помочь выбрать свой ответ.


  • Дом: защита, система, структура, определённость, укрытие, чёрный

  • Предмет: объект, граница, предел, предельность, обладание, красный

  • Действие: активность, социум, действительность, реальность, оранжевый

  • Сила: связь, тяготение, притяжение, род, жёлтый

  • Близость: подобие, ощущения, секс, приятельство, зелёный

  • Любовь: гармония, волнение, эмоции, колебания, чувства, душа, звук, такт, голубой

  • Единство: образование, учение, цикличность, наука, знание, интеллект, образ, счёт, время, синий

  • Чудо: новизна, энергия, творение, творчество, спонтанность, цвет, спектр, фиолетовый

  • Ясность: очевидность, мудрость, интуиция, присутствие, свет, индивидуальность, белый

  • Мир: мы, целостность, абсолют, Бог





Можно видеть, что в пояснении каждое использованное в тесте мировоззрения понятие раскрыто как проявляющий определённый возраст мотив. Тест позволяет исследовать структуру личности, выделить наиболее и наименее значимые для человека мотивы, взаимосвязи между ними, а также общие действия, наиболее и наименее лёгкие для опрошенного человека.

В процессе исследования полученные на каждый из вопросов теста мировоззрения ответы были проранжированы следующим образом:

Ответ

Балл

Дом

1

Предмет

2

Действие

3

Сила

4

Близость

5

Любовь

6

Единство

7

Чудо

8

Ясность

9

Мир

10


Чем больше балл, тем более высокий вообще мотив опрошенный человек считает прямым источником потребности, тем большее значение он придаёт этой потребности вообще.

Чем балл меньше, тем более конкретной человек представляет себе первопричину мотива, и тем более склонен реализовывать его конкретным действием.

Каждый результат приобрёл форму вида:

Вопрос

Ответ

T

Дом это

Предмет

T1=2

Предмет это

Дом

T2=1

Действие это

Чудо

T3=8

Сила это

Любовь

T4=6

Близость это

Единство

T5=7

Любовь это

Близость

T6=5

Единство это

Ясность

T7=9

Чудо это

Мир

T8=10

Ясность это

Единство

T9=7

Мир это

Сила

T10=4

Дополнительно были вычислены интегральные параметры типа основного мотива, которому сам человек придаёт наибольшее значение, поскольку считает наибольшее количество потребностей производными от него.

Затем посредством операционной системы Linux, программного языка R и графической оболочки RKWard был произведён статистический анализ данных. Проверка посредством критерия Шапиро и Уилка показала, что распределение большей части полученных параметров оказалось существенно отличным от нормального. Скорее всего, отличие обусловлено гораздо меньшим, чем следовало бы в случае нормального распределения исходной выборки, числом опрошенных людей возрастом от сорока до шестидесяти лет:



Поэтому дальнейший анализ зависимостей был произведён посредством коэффициента ранговой корреляции Спирмена, подходящим для статистического анализа выборок, распределённых иначе чем нормально.


Вначале оценена зависимость каждого из факторов теста Кеттелла от параметров T1..T10 по всей выборке.

Пример корреляционной матрицы для параметра A:


Значения n\p означают p критерий, уровень доверительной вероятности. Чем меньше значение, тем более достоверно влияние параметра T на параметр A. В приведённом примере параметр теста мировоззрения T9, «Ясность», оказывает наиболее достоверное воздействие на фактор теста Кеттелла А, «Общительность». Равное 0.044 значение n\p означает, что c вероятностью 96.6% полученный знак отношения останется без изменения в следующем измерении.

Значения Coefficient обозначают знак и степень отношения. Видно, что отношение параметров T9 и A имеет обратный знак. По всей видимости, чем больше человек придаёт значение интуиции вообще, тем в большей степени представляет или видит ход и результаты отношений, и тем меньшее количество малозначимых или кажущихся малозначимыми отношений поддерживает. Чем менее человек придаёт значение интуиции вообще, тем более он представляет её результатом конкретных действий и тем более общителен.

В результирующей таблице показаны только результаты, валидные на уровне достоверности 90%. Особо отмечены результаты, в которых уровень доверительной вероятности меньше 0.05.

Таблица результатов:

Фактор теста Кеттелла

Название и трактовка фактора

Зависит от параметров теста мировоззрения

p

Трактовка результата

А

Аффектотимия, общительность

-Ясность,

+Единство

0.044,

0.081

Чем чем больше человек представляет себе интуицию результатом конкретных действий и чем меньше он придаёт значение интуиции вообще, тем он общительнее

B

Высокий интеллект

Нет



C

Сила «Я», эмоциональная устойчивость

+Сила,

-Близость,

+Ясность

0.038,

0.044,

0.057

Чем большее значение человек придаёт силе и ясности, чем больше представляет близкое себе результатом конкретных действий, тем он эмоционально устойчивее

E

Доминантность, самоуверенность

+Близость

0.083

Чем большее значение человек придаёт близкому себе самому, тем в большей степени он самоуверен

F

Экспрессивность, импульсивность

Нет



G

Высокое суперэго, ответственность

+Ясность,

+Близость


0.052, 0.069

Чем большее значение человек придаёт интуитивной ясности и близкому себе, тем он ответственнее

H

Пармия, смелость

-Предмет

0.043

Чем меньшее значение человек придаёт существующему объективно, чем больше он представляет себе объекты результатами конкретных действий, тем он смелее

I

Премсия, мягкость

-Действие

0.080

Чем меньшее значение человек придаёт конкретным действиям, тем он мягче

L

Протенсия, подозрительность

+Дом

+Предмет,

+Близость

0.033,

0.036,

0.041

Чем больше человек придаёт значение близким себе предметам и защите, тем он подозрительнее

M

Аутия, мечтательность

+Любовь

0.010

Чем большее значение человек придаёт сочувствию, тем он мечтательнее

N

Дипломатичность

-Любовь,

+Близость


0.036,

0.058

Чем большее значение человек придаёт близкому и чем больше считает сочувствие результатом конкретных действий, тем он дипломатичнее

O

Гипотимия, обеспокоенность

-Любовь

0.066

Чем меньшее значение человек придаёт сочувствию, чем больше он представляет себе сочувствие результатом конкретных действий, тем тревожнее он себя ощущает

Q1

Радикализм

+Действие,

-Сила,

-Мир

0.016, 0.050,

0.073

Чем большее значение человек придаёт активности, и чем больше представляет силу и покой результатом конкретных действий, тем более он радикален

Q2

Самодостаточность

Нет



Q3

Высокое самомнение, самолюбие

Нет



Q4

Высокая эгонапряжённость

Нет




Затем посредством коэффициента ранговой корреляции Спирмена была оценена зависимость результата теста «психологический возраст» Кронига от параметров теста мировоззрения. Показаны только достоверные на уровне 90% результаты, особо отмечены результаты уровня меньше 0.05.

Параметр теста мировоззрения

Влияние на результат теста Кронига

p

Трактовка результата

Предмет

-

0.034

Чем большее общее значение человек придаёт конкретным предметам, тем больше он ценит молодость

Единство

+

0.069

Чем большее общее значение человек придаёт пониманию, тем больше он ценит зрелость

Ясность

+

0.014

Чем большее общее значение человек придаёт интуитивной ясности, тем больше он ценит зрелость


Затем посредством коэффициента ранговой корреляции Спирмена была оценена зависимость знака различия между результатом теста «психологический возраст» Кронига и биологическим возрастом от параметров теста мировоззрения. Показаны только достоверные на уровне 95% результаты, особо отмечены результаты уровня меньше 0.01.

Параметр теста мировоззрения

Влияние на знак различия между результатом теста Кронига и биологическим возрастом

p

Трактовка результата

Сила

-

0.020

Чем большее общее значение человек придаёт власти, тем в большей степени его биологический возраст превышает психологический

Ясность

+

0.0003

Чем большее общее значение человек придаёт интуитивной ясности, тем в большей степени его психологический возраст превышает биологический



Затем посредством коэффициента ранговой корреляции Спирмена была оценена зависимость параметров теста Рокича от параметров T1..T10 теста мировоззрения. Чем меньшее значение человек придаёт определённому параметру теста Рокича, тем больше выставляемый им балл, поэтому полученный знак отношения был изменён на обратный.

араметр

Зависит от параметров теста мировоззрения

p

Предположительная трактовка результата

A1, активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

+Предмет

0.023

Чем большее значение человек придаёт конкретным предметам, тем больше он ценит полноту жизни

A2, жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

-Чудо,

-Любовь


0.005,

0.005

Чем меньшее значение человек придаёт чувствам вообще, чем больше представляет новое результатом конкретных действий, тем больше он ценит опыт

A3, здоровье (физическое и психическое)

-Чудо

0.035

Чем меньшее значение человек придаёт новому, чем больше представляет новое результатом конкретных действий, тем больше он ценит здоровье

A4, интересная работа

-Мир

0.046

Чем меньшее значение человек придаёт покою, чем больше представляет покой результатом конкретных действий, тем больше он ценит работу

A5, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Нет



A6, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

+Единство, -Действие

0.021,

0.033

Чем большее значение человек придаёт общности и чем меньшее он придаёт конкретным действиям, тем больше он ценит любовь как близость с другим человеком.

A7, материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

-Сила

0.005

Чем больше человек представляет власть и силу результатом конкретных действий, тем больше он ценит материальную обеспеченность

A8, наличие хороших и верных друзей

+Чудо

0.016

Чем большее значение человек придаёт новизне, тем больше он ценит дружбу

A9, общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

Нет



A10, познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

+Действие

0.046

Чем большее значение человек придаёт конкретным действиям, тем больше он ценит познание

A11, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Нет



A12, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

-Ясность

0.022

Чем меньшее значение человек придаёт интуиции вообще, больше он представляет интуитивную ясность результатом конкретных действий, тем больше он ценит развитие

A13, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

-Единство

0.048

Чем меньшее значение человек придаёт общности, тем больше он ценит развлечения

A14, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

+Мир

0.018

Чем большее значение человек придаёт покою, тем больше он ценит свободу

A15, счастливая семейная жизнь

Нет



A16, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

-Предмет

0.040

Чем меньше человек придаёт значение предметам вообще, чем в большей степени представляет предметы результатом конкретных действий, тем больше он ценит счастье других

A17, творчество (возможность творческой деятельности)

+Чудо

0.0004

Чем большее значение человек придаёт новому, тем больше он ценит творчество

A18, уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

+Мир

0.029

Чем большее значение человек придаёт покою, тем больше он ценит уверенность в себе




Параметр

Зависит от параметров теста мировоззрения

p

Трактовка результата

Б1, аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

+Близость,

-Чудо,

-Мир

0.005,

0.006,

0.046

Чем большее значение человек придаёт близкому себе, чем больше представляет новое и покой результатом конкретных действий, тем больше его стремление быть аккуратным

Б2, воспитанность (хорошие манеры)

+Сила

0.044

Чем большее значение человек придаёт связям с другими, тем больше его стремление быть воспитанным

Б3, высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

+Дом

0.023

Чем большее значение человек придаёт защищённости, тем больше его стремление быть имеющим высокие запросы

Б4, жизнерадостность (чувство юмора)

Нет



Б5, исполнительность (дисциплинированность)

Нет



Б6, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Нет



Б7, непримиримость к недостаткам в себе и других

+Любовь

0.019

Чем большее значение человек придаёт чувствам, тем меньше его стремление быть терпимым

Б8, образованность (широта знаний, высокая общая культура)

-Любовь

0.042

Чем меньшее значение человек придаёт чувствам, чем больше представляет чувства результатом конкретных действий, тем больше его стремление быть образованным

Б9, ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

-Сила

0.016

Чем меньшее значение человек придаёт силе вообще, чем больше представляет связи результатом конкретных действий, тем больше его стремление быть ответственным

Б10, рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Нет



Б11, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Нет



Б12, смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

Нет



Б13, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

+Действие

0.013

Чем большее значение человек придаёт конкретным действиям вообще, тем больше его стремление продолжать их вопреки трудностям

Б14, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

+Сила

0.013

Чем большее значение человек придаёт связям с другими, тем больше его стремление быть терпимым

Б15, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

-Дом,

-Любовь,

+Ясность

0.022

0.028,

0.041

Чем меньшее значение человек придаёт защищённости и чувствам, чем большее значение он придаёт интуитивной ясности, тем больше его стремление быть имеющим широкие взгляды

Б16, честность (правдивость, искренность)

Нет



Б17, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

-Сила

0.045

Чем меньшее значение человек придаёт связям вообще, чем больше считает силу результатом конкретных действий, тем больше его стремление быть эффективным

Б18, чуткость (заботливость)

+Сила,

-Любовь


0.026,

0.031

Чем меньшее значение человек придаёт сочувствию вообще, чем больше он представляет сочувствие результатом конкретных действий и придаёт значение силе и связям, тем больше его стремление быть заботливым

Дополнительно была проверена возможность зависимости результатов тестов Кеттела, Кронига, и Рокича от производного параметра теста мировоззрения, наиболее значимого мотива. Наиболее значимый мотив определялся, как мотив, имеющий производными наибольшее количество мотивов. Проверка была осуществлена сравнением выборок с определённым значимым мотивом с общей полученной выборкой посредством критерия Манна и Уитни. Приведены результаты, валидные на уровне 95%.

Значимый уровень

Факторы теста Кеттелла

p

Параметры теста Рокича

p

Интегральная характеристика типа

Дом





Обыватель без особых примет

Предмет

-L подозрительность,

-Q3 самолюбие

0.047,

0.047



Доверчивый и податливый новичок без значимых притязаний

Действие

-Q2 самодостаточность

0.031

+А4 интересная работа,

+А13 развлечения,

-Б15 широта взглядов

0.037,

0.013,

0.046

Вращающийся в цикле «работа и отдых», ограниченный им пролетарий

Сила

-I мягкость,

-O обеспокоенность

0.022,

0.040

-А18 уверенность в себе,

+Б16 честность

0.031,

0.037

Жёсткий, спокойный, честный, презирающий самоуверенность воин

Близость

+B интеллект,

+Q2 самодостаточность,

-G ответственность




0.044,

0.012,

0.029

+А5 красота природы и искусства,

-Б7 непримиримость к недостаткам в себе и других,

-Б17 эффективность в делах,

+Б11 самоконтроль

0.040,

0.039,

0.044,

0.028

Интеллектуальный,

самодостаточный, безответственный эстет

Любовь



-Б11 самоконтроль,

+Б13 твердая воля

0.025,

0.048

Отстаивающий своё право поступать безрассудно любовник

Единство

+C эмоциональная устойчивость,

-Q4 эгонапряжённость

0.015,

0.022

+А6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) ,

+Б12 смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

0.039,

0.041

Семьянин, расплачивающийся за эмоциональный комфорт постоянным отстаиванием своего мнения

Чудо

+Q2 самодостаточность

0.039

-A6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),

-A15 счастливая семейная жизнь,

+А18 уверенность в себе,

-Б5 исполнительность,

+Б9 ответственность,

0.049,

0.034,

0.015,

0.035,

0.036

Самодостаточный творец, ставящий уверенность в себе и ответственность выше счастливой личной жизни

Ясность

+N дипломатичность,

-B интеллект

0.030,

0.045

-А6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),

-А13 развлечения,

+А2 жизненная мудрость,

+А18 уверенность в себе

0.039,

0.023,

0.039,

0.037

Дипломатичный и аскетичный монах, берущий интуицией и верой вместо интеллекта

Мир

+Q4 эгонапряжённость,

-I мягкость

0.039,

0.043

-А2 жизненная мудрость,

+Б8 образованность,

+Б17 эффективность в делах

0.012,

0.041,

0.010

Образованный и эффективный, самостоятельно несущий всю тяжесть своей жизни мирный человек

Психологический возраст по Кронигу оказался отличным от нормы только для значимого уровня «Сила», в сторону увеличения с p значением 0.047.

Выводы

В результате исследования получены следующие результаты:

Эти результаты можно трактовать как:

Поскольку опрошенных меньше ста человек, полученные результаты можно трактовать как подтверждающие основную гипотезу исследования.

Мировоззрение, система мотивов, черты личности, психологический возраст, тип личности, имеют высокую степень общности. Измеряя характеристики мировоззрения мы измеряем характеристики структуры личности и её тип.

1http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/

2Петровский Артур Владимирович Petrovsky A. V., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор-консультант университета РАО, Москва

3Сергей Леонидович Рубинштейн, профессор психологии, доктор философии, член корреспондент АН СССР, академик АПН СССР

4Рубинштейн Сергей Леонидович, Основы общей психологии, часть третья, введение, http://booklove.ru/pus_113487.html

5Лев Семёнович Выготский, психолог

6Выготский, Лев Семёнович, Проблемы развития психики, третий том собрания сочинений в шести томах, Москва, 1985, глава 15

7Сергей Леонидович Рубинштейн, Основы общей психологии, глава 1, глава 15

8Абрахам Харольд Маслоу, полный профессор психологии

9Абрахам Харольд Маслоу, Мотивация и личность, глава 4, http://flogiston.ru/library/maslow

10Абрахам Харольд Маслоу, Мотивация и личность, глава 11, http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt11.htm

11Сергей Леонидович Рубинштейн, Основы общей психологии, глава 15

12Сергей Леонидович Рубинштейн, Основы общей психологии, глава 18

13Википедия, теорема о бесконечных обезьянах, http://ru.wikipedia.org/wiki/

Hosted by uCoz