Исследование изменения мировоззрения с возрастом


Объект исследования: 61 результат авторского теста мировоззрения, предложенного москвичам возрастом от 15 до 60 лет.

Предмет исследования: изменения соотношений основных представлений мировоззрения с возрастом.

Цель исследования: получение качественных соотношений представлений мировоззрения людей разных возрастов, получение средних для общества количественных величин соотношений представлений мировоззрения.

Методы исследования: авторский тест, статистические методы.

Актуальность: исследования общего смысла редко дают практические результаты сразу, однако часто оказываются значимыми в перспективе.

Введение


Основным предметом изучения современной психологии является сознание. В российской психологии имеют место две базовые концепции:


Из этих концепций логически выводится третья, единства сознания и речи, из которой следует, что всё, что сознаётся, в большинстве случаев проговаривается так или иначе. Единство и тождество это разные слова. Вывод, что сознание это и есть оформленная словесно речь, был бы ошибочным. Единство означает лишь очень высокую степень общности сознания и словесной речи, достаточную, как минимум, для выводов о сознании по речи.

Человек придаёт разным проявлениям жизни разное значение. На одни проявления он обращает больше внимания, на другие меньше. Это общеизвестный факт.

Известно так же, что с возрастным развитием образ жизни человека проходит через ряд существенных изменений. Образ жизни ребёнка отличается от образа жизни школьника, а образ жизни человека среднего возраста отличается от них обоих.

Чтобы быть успешным в развитии, человек, предположительно, должен был бы менять своё мировоззрение с каждым из этих периодов.

Так, к примеру, относительно взрослый семейный человек, предположительно, должен был бы придавать значение преимущественно единству и согласию в семье, по опыту зная, что в отсутствии согласия семья перестаёт быть устойчивой, безотносительно возможностям членов семьи.

Бурно развивающийся физически и логически дошкольник, предположительно, должен был бы придавать большое значение силе, и гораздо меньшее единству, поскольку с одной стороны у него слишком мало знаний для несения ответственности за своё будущее и будущее взрослых, а с другой ему лучше быть однозначно связанным с ними.

Если бы было бы наоборот, то дети в семье стремились бы установить взаимопонимание между родителями, тогда как родители стремились бы к могуществу и власти, с одной стороны игнорируя интересы друг друга, а с другой привязываясь друг к другу всё жёстче. Семья, состоящая из таких детей и взрослых, вряд ли бы могла быть успешной и устойчивой.

В результате, значение, придаваемое человеком силе, с возрастом должно было бы уменьшаться, тогда как значение, придаваемое единству, должно было бы расти.

Изменение отношений должно было бы выражаться в словесной речи. Так, на прямой вопрос "является ли сила источником единства" дошкольник должен был бы с большей вероятностью ответить "да", а относительно взрослый человек "нет, наоборот".

Чтобы проверить подобные предположения, и было проведено данное исследование.

Принципы исследования


Прежде, чем начать исследование, следует собрать его инструмент, тот набор характерных слов или выражений, вокруг которых он будет производиться.

В данном исследовании основой этого набора является периодизация развития.

В каждый из периодов своего развития человек проявляется различно. Можно сказать, что его проявление в определённом качестве является критичным для дальнейшего продолжения его жизни.

Так, в течении внутриутробного периода эмбрион, фактически, является частью организма матери, и чем в большей степени эмбрион является частью, тем больше шансов на нормальное дальнейшее развитие ребёнка. В следующий период, младенчества, ребёнок является отдельным пассивным объектом социальной действительности, чем больше он отделен, тем лучше.

Смысл жизни человека, то качество, в котором он проявляется и сознаёт себя, меняется от одного периода к другому. Теми же самыми периодами меняется и общественное или групповое сознание, только гораздо медленнее. Общество, как и человек, может быть вундеркиндом, однако, точно, как у человека, преждевременное развитие обычно осложняет его жизнь в дальнейшем.


Таблица 1:


Период

Возраст человека

Кем человек является преимущественно

Мышление

Возраст этноса

Как этнос относится к человеку преимущественно

Возраст науки

Как наука относится к своему предмету преимущественно

Части

От зачатия до девяти месяцев

Частью другого человека, эмбрионом

Точное системное

От зачатия человека до его смерти, около 75 лет

Этнос является человеком, образ жизни которого станет образом жизни этноса

От зачатия до 30 лет

Как к части другого предмета, исследуемой делением этого предмета

Объекта

От рождения до года

Объектом социального действия, «период младенчества»

Магическое

От рождения социальной группы до 150 лет

Как к своей части

От рождения науки до 50 лет

Как к вещи в себе, исследуемой пассивным наблюдением

Действия

От года до трёх лет

Социальным действием, «период объектно манипулятивных игр»

Политеистическое

От 150 до 300 лет

Как к предмету своего воздействия, рабу, рабовладельческий строй

От 50 до 100 лет

Как к действию, исследуемому экспериментальным воздействием

Силы

От трёх до семи лет

Родовой и логической связью, «период ролевых игр»

Монотеистическое

От 300 до 700 лет

Как к члену своей родовой иерархии, феодальный строй

От 100 до 200 лет

Как к взаимосвязи, исследуемой групповым воспроизведением

Близости

От семи до пятнадцати лет

Групповым и логическим подобием, «период учёбы»

Научное по подобию

От 700 до 1500 лет

Как к подобному своей социальной группе, буржуазный строй

От 200 до 400 лет

Как к подобию, исследуемому моделированием

Любви

От пятнадцати до тридцати лет

Эмоциональной гармонией

Научное по гармонии

От 1500 до 3000 лет

Как к сочувствующему, демократический строй

От 400 до 800 лет

Как к гармонии, исследуемой вчувствованием

Единства

От тридцати до шестидесяти лет

Циклическим образом жизни

Научное циклическое

От 3000 до 6000 лет

Как к представителю своего образа жизни, плановый строй

От 800 до 1600 лет

Как к образу, исследуемому логически

Чуда

От шестидесяти до ста двадцати лет

Потоком времени

Потоковое творческое

От 6000 до 12000 лет

Как к представителю своего времени, строй историков и экскурсоводов

От 1600 до 3200 лет

Как к проявлению потока жизни, исследуемому исторически

Ясности

 

От ста двадцати лет

Сочетанием разных временных потоков

Ясное видение

От 12000 лет

Как к представителю ясности, мифический строй творцов

От 3200 лет

Как к проявлению ясности, исследуемому прямым постижением

Мира

 

Бесконечностью

 

 

Как к миру

 

Как к свободно постигаемому миру


К обычным для социальной жизни периодам добавлены ещё два, ясности и мира. В обычной жизни большинства людей и обществ нет продолжительных периодов интуитивного озарения и состояний медитативного покоя. Однако, их локальные проявления оказываются для сознания значимыми, во многом определяя его религиозные и творческие составляющие.

Каждый из периодов развития обозначен словом. Разумно взять именно эти слова в качестве основы для теста, поскольку весьма вероятно, что большинство значимых для человека образов сознания можно свести к образам, обозначаемых этими словами.

Далее, слово "часть" разумно заменить словом "дом", как, во первых соответствующим ощущениям и смыслам внутриутробного периода, подобных чувствам защищённости и отделённости, во вторых используемым, по опыту, чаще.


Результирующий список характерных слов:

дом, предмет, действие, сила, близость, любовь, единство, чудо, ясность, мир.


Чтобы исключить возможность ошибочных декларативных представлений и получить более подробную картину, вместо простого теста с формулировкой "выберите самое значимое для вас слово" опрашиваемым был предложен относительно сложный тест, имеющий следующую форму:

Пожалуйста, закончите определения одним из слов списка:

дом, предмет, действие, сила, близость, любовь, единство, чудо, ясность, мир.


Дом это ...

Предмет это ...

Действие это ...

Сила это ...

Близость это ...

Любовь это ...

Единство это ...

Чудо это ...

Ясность это ...

Мир это ...


В русском языке определение "А это Б" означает, что Б является большей общностью, включающей А как частный случай. В качестве примера, утверждение "Петя это матрос" означает, что "Петя" является одним из "матросов". Выражение "Матрос это Петя" означает, что "Петя " является включающим в себя всех "матросов", высшим по отношению ко всем "матросам", исходным образцом и источником, по крайней мере, для выражающегося подобным образом.

Опрашиваемым, фактически, предлагалось составить модель ценностной иерархии собственного сознания, указать, какие проявления жизни они представляют первичными по отношению к другим проявлениям.

Получение результатов


В порядке получения результатов тест был предложен 61 жителю города Москвы, возрастом от 15 до 60 лет, 15 мужчинам и 46 женщинам, проживающим в одном районе, имеющим сравнимый уровень жизни.


Пример результата теста, таблица 2:


Номер

4

 

Имя

Саша

 

Возраст

45

 

Пол

Мужской

 

Образование

 

 

Профессия

 

 

Семейное положение

Второй брак

 

Дети

3

3,9,19

Дом (1) это

Предмет

2

Предмет (2) это

Дом

1

Действие (3) это

Сила

4

Сила (4) это

Действие

3

Близость (5) это

Любовь

6

Любовь (6) это

Близость

5

Единство (7) это

Мир

10

Чудо (8) это

Любовь

6

Ясность (9) это

Действие

3

Мир (10) это

Чудо

8


Обработка результатов


Далее, результаты теста анализировались по следующему алгоритму:


Сначала строилась диаграмма значимых взаимосвязей.


Значимые взаимосвязи результата теста, представленного в таблице 2, диаграмма 1:


























Затем вычислялись:


Основной и идеальный уровень:


  1. Как основной и идеальный выбирается тот уровень, из слова, соответствующего которому, исходит больше прямых и опосредованных связей.

  2. Из двух равных подобных уровней выбирается уровень, соответствующий раннему периоду развития для основного состояния и позднему для идеального.

  3. Дополнительно, если подобных уровней больше двух, то считается, что либо основного и идеального уровня нет, либо их следует выяснять иным образом.


Значимый уровень:


  1. Как значимый выбирается тот уровень, из слова, соответствующего которому, исходит больше прямых и опосредованных связей.

  2. Из двух равных подобных уровней выбирается тот, из которого исходит больше прямых связей.

  3. Из двух равных подобных уровней выбирается тот, который соответствует раннему периоду развития.

  4. Дополнительно, если подобных уровней больше двух, то считается, что либо значимого уровня нет, либо его следует выяснять иным образом.


Количество точных ответов:

  1. Как точные выбираются те связи, которые идут от слова, соответствующей определённому уровню развития, к слову, точно соответствующему предшествующему уровню развития.

  2. Количество точных ответов равно количеству подобных связей.


Выяснение степени сложности личности:

  1. Для связи, идущей от слова, соответствующего раннему периоду развития к слову, соответствующему позднему, степень завышения значимости это разность между уровнями развития сущностей этой связи.

  2. Для связи, идущей от слова, соответствующего позднему периоду развития к слову, соответствующему уровню раннему более, чем прямо предшествующему, степень занижения значимости это разность между уровнями развития сущностей этой связи.

  3. Степень сложности личности это сумма степеней завышений и занижений значимости.


Выяснение степени дробности личности:

  1. Дробность личности это количество отдельных групп слов и отдельных слов, оставшихся без связей с другими словами.


Для диаграммы 1:


Основной уровень: уровень "близость", поскольку из него исходит наибольшее количество прямых и опосредованных связей, 5, и он соответствует раннему уровню развития по отношению к уровню "любовь", из которого исходит столько же прямых и опосредованных связей, но который соответствует периоду развития позднему.


Идеальный уровень: "любовь", поскольку он соответствует более позднему периоду развития.

Значимый уровень: "любовь", поскольку из него исходит больше прямых связей, 2, чем из уровня "близость", из которого исходит меньше связей, 1.


Количество точных ответов: 3 прямые взаимосвязи, "предмет это дом", "действие это сила", "любовь это близость".

Относительно и абсолютно точных ответов: 0.


Степень сложности личности:

"дом это предмет", 1+

"сила это действие", 1+

"ясность это действие", 6+

"любовь это близость", 1+

"чудо это любовь", 2+

"мир это чудо", 2+

"единство это мир", 3+


1+1+6+1+2+2+3=17


Дробность личности:

"предмет, дом", 1+

"сила, действие, ясность", 1+

"любовь, близость, чудо, мир, единство", 1+

1+1+1=3


Общая таблица результатов теста, таблица 3:


Номер

Возраст

Основной уровень

Идеальный уровень

Значимый уровень

Сложность личности

Дробность личности

Точных ответов

Пол

1

30

5

10

4

14

4

2

ж

2

46

6

8

6

21

5

3

м

3

28

7

10

7

31

4

1

ж

4

45

5

6

6

17

3

3

м

5

57

3

4

4

22

3

2

ж

6

32

5

7

5

28

3

0

ж

7

53

5

6

6

11

5

3

ж

8

29

5

10

6

15

3

2

ж

9

56

3

4

4

19

3

2

м

10

30

3

4

4

15

4

2

ж

11

31

3

4

4

9

6

2

ж

12

37

5

7

7

37

2

0

ж

13

29

4

7

4

32

2

0

ж

14

56

7

10

10

12

4

3

ж

15

38

4

6

6

31

3

2

ж

16

28

8

8

8

9

5

3

ж

17

25

1

4

1

16

4

4

ж

18

25

6

6

6

43

1

1

ж

19

45

1

10

1

25

5

1

м

20

59

7

7

7

23

2

1

ж

21

30

1

10

1

13

6

1

м

22

24

1

10

10

22

6

1

ж

23

34

4

6

4

5

6

2

м

24

56

6

10

6

23

3

1

ж

25

30

7

10

7

26

2

2

ж

26

31

6

8

6

21

4

0

м

27

27

2

10

7

28

2

3

м

28

21

3

3

3

24

3

0

м

29

42

6

8

6

42

4

1

м


Таблица з, продолжение:


30

39

6

8

6

37

1

1

ж

31

16

8

8

8

30

2

1

ж

32

38

1

10

6

45

3

0

ж

33

30

6

6

6

25

3

1

ж

34

16

8

10

10

23

3

2

ж

35

15

6

6

6

31

2

1

ж

36

16

6

8

6

35

4

0

ж

37

48

4

8

4

25

4

1

ж

38

24

5

6

6

15

2

0

ж

39

28

7

10

8

18

5

1

ж

40

29

6

10

6

5

8

0

ж

41

29

6

10

6

5

8

0

ж

42

26

3

9

3

21

2

1

м

43

25

1

10

1

38

5

0

ж

44

51

1

10

1

38

1

1

м

45

25

10

10

10

33

2

1

ж

46

33

4

10

4

23

5

1

ж

47

39

3

4

4

21

1

2

ж

48

53

1

10

3

31

1

2

ж

49

30

9

9

9

29

2

0

ж

50

56

1

10

1

31

5

0

ж

51

53

5

10

10

33

3

0

м

52

60

3

7

4

19

5

2

ж

53

27

3

9

9

34

2

1

ж

54

32

1

10

10

37

2

2

ж

55

33

4

4

4

24

4

0

м

56

32

5

10

7

27

4

1

ж

57

25

3

7

4

31

2

2

ж

58

30

1

10

8

20

5

2

м

59

30

5

7

6

17

3

3

ж

60

33

3

4

4

24

3

1

ж

61

24

4

7

4

42

2

1

ж


Гендерная обусловленность мировоззрения в пределах возрастов выборки весьма вероятна, однако проигнорирована. Исследование гендерной обусловленности возможно лишь при существенном, в разы, увеличении объема выборки. При существующем объеме гендерное разделение привело бы лишь к отбрасыванию мужской части выборки и только.


Сначала было получено среднее, среднее квадратичное отклонение выборки возрастов:




Затем выборка возрастов была проверена на нормальность посредством показателей асимметрии и эксцесса:






Показатели асимметрии и эксцесса свидетельствуют о достоверном отличии эмпирических распределений от нормального в случае, если превышают по абсолюьной величине свою ошибку репрезентативности в три и более раз:




Вывод: полученное распределение близко к нормальному.

График функции плотности нормального распределения



для выборки возрастов, график 1:






Далее, предварительный анализ полученных в результате обработки тестовых данных величин "основной уровень", "идеальный уровень", "значимый уровень", "сложность личности", "количество точных ответов", "дробность личности", показал, что полученные данные имеют относительно сложную зависимость от возраста.

В качестве примера приведён график зависимости от возраста величины "значимый уровень".


График 2:





Предварительное исследование показало также, что именно величина "значимый уровень" представляет наибольший интерес, поскольку из измеряемых параметров в наибольшей степени является проявлением представлений опрашиваемых и в наименьшей авторских.


Предположительно, для каждого из значений параметра "значимый уровень" данные о возрасте должны были бы группироваться по нормальному закону, причём наибольшей плотности достигать в середине соответствующих периодов развития.

Поскольку возраст опрашиваемых находился в пределах от 15 до 60 лет, предполагалась наибольшая плотность ответов "значимый уровень=любовь" в районе возрастов около 25 лет и "значимый уровень=единство" в районе возрастов около 45 лет. Остальные ответы должны были бы встречаться существенно реже.

Результаты, однако, получились иными.


Таблица 4:


Значимый уровень

Количество ответов

Дом

6

Предмет

0

Действие

3

Сила

15

Близость

1

Любовь

18

Единство

6

Чудо

4

Ясность

2

Мир

6


По всей видимости, большое количество ответов "значимый уровень=сила" обусловлено, вместо индивидуальных особенностей опрашиваемых, уровнем развития русскоязычного сознания вообще. Возраст русскоязычной культуры относительно мал. Точно так, как ребёнок возрастом около десяти лет всё ещё может придавать преувеличенное значение силе, так и для общества имеющего тысячелетний возраст, могут быть обычны иерархические и силовые представления. Поскольку коллективные представления обычно проявляются в личном сознании, значимость, придаваемая силе, оказывается больше нормальной.

По той же самой видимости, большое количество ответов "значимый уровень=дом" обусловлено высокой степенью фрустрированности русскоязычного общества. Фрустрированность вызывается безуспешными попытками добиться силой тех проявлений жизни, которые являются по существу исходными по отношению к силе. Стремление установить всеобщую взаимосвязанность, уместное до семи лет, далее оказывается конфликтным, в частности, поскольку исключает свободные дружеские отношения, что подтверждается практически полным отсутствием близости среди значимых интересов.


Составленный по полученным результатам усредённый психологический портрет получается следующим:


Что, в общем, согласуется с практическим опытом, учитывая особенности русскоязычного сознания вообще и данной конкретной выборки в частности.


Далее, каждая из полученных частных выборок возрастов для разных "значимых уровней", объемом больше либо равная пяти, была проверена на нормальность.

Выборки для "значимых уровней" "действие", "близость", "предмет", "чудо" и "ясность" оказались слишком маленькими для достоверных выводов.


"Значимый уровень=дом", таблица 5:


Возраст

25

25

30

45

51

56













Вывод: распределение близко к нормальному.


"Значимый уровень=сила", таблица 6:


Возраст

24

25

29

30

30

31

33

33

33

34

39

48

56

57

60













Вывод: распределение близко к нормальному.


"Значимый уровень=любовь", таблица 7:


Возраст

15

16

24

25

29

29

29

30

30

31

38

38

39

42

45

46

53

56












Вывод: распределение близко к нормальному.


"Значимый уровень=единство", таблица 8:


Возраст

27

28

30

32

37

59













Вывод: распределение близко к нормальному.


"Значимый уровень=мир", таблица 9:


Возраст

16

24

25

32

53

56












Вывод: распределение близко к нормальному.


Ошибкой было бы делать из того, что все частные выборки распределены по нормальному закону, вывод, будто с возрастом степень осознанности уменьшается и существует какой то "расцвет сознания" около 30 лет.

Частные выборки распределены по нормальному закону по той причине, по которой общая выборка распределена по нормальному закону.


Поскольку объёмы, средние и средние квадратичные отклонения распределений частных выборок и общей выборки известны, изменение с возрастом значимости частных представлений можно вычислить по формуле:


где:


это объём частной выборки,

это объём общей выборки,

это функция плотности нормального распределения частной выборки,

это функция плотности нормального распределения общей выборки.


Функция плотности нормального распределения в каждой своей точке показывает ту часть, которую составляет интервал значений в окрестности этой точки от всей выборки. Однако, каждая частная выборка составляет от общей выборки лишь часть. По этой причине для получения отношения частных выборок к общей выборке отношение функций плотностей нормального распределения должно быть помножено на отношение объёмов выборок.


Результаты представлены на графике.


График 3:





По оси абсцисс на полученном графике отложен возраст, по оси координат отношение придаваемой частному представлению значимости к значимости, придаваемой чему либо вообще.

К примеру, вершина кривой, обозначенной "сила" означает, что в возрасте 50 лет средний представитель выборки придаёт значение силе каждый четвёртый раз из тех, когда он придаёт значение чему либо вообще.


Поскольку поскольку все выборки близки к нормальным, и средние квадратичные отклонения выборок сравнимы, к полученным результатам может быть применён корреляционный анализ, а именно, анализ посредством коэффициента корелляции Пирсона.


Таблица изменения с возрастом аппроксимированных по полученным формулам отношений значимости, придаваемой частным представлениям, к общей значимости, таблица 10:


Возраст

Дом

Сила

Любовь

Единство

Мир

15

0,08

0,17

0,32

0,10

0,15

16

0,08

0,18

0,32

0,10

0,14

16

0,08

0,18

0,32

0,10

0,14

16

0,08

0,18

0,32

0,10

0,14

21

0,07

0,19

0,31

0,09

0,10

24

0,07

0,19

0,31

0,09

0,09

24

0,07

0,19

0,31

0,09

0,09

24

0,07

0,19

0,31

0,09

0,09

25

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

25

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

25

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

25

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

25

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

26

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

27

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

27

0,07

0,20

0,31

0,09

0,08

28

0,07

0,21

0,31

0,09

0,08

28

0,07

0,21

0,31

0,09

0,08

28

0,07

0,21

0,31

0,09

0,08

29

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

29

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

29

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

29

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07

30

0,07

0,21

0,30

0,09

0,07


Таблица 10, продолжение:


31

0,07

0,22

0,30

0,09

0,07

31

0,07

0,22

0,30

0,09

0,07

32

0,08

0,22

0,30

0,09

0,07

32

0,08

0,22

0,30

0,09

0,07

32

0,08

0,22

0,30

0,09

0,07

33

0,08

0,22

0,30

0,09

0,07

33

0,08

0,22

0,30

0,09

0,07

33

0,08

0,22

0,30

0,09

0,07

34

0,08

0,23

0,30

0,09

0,07

37

0,08

0,24

0,29

0,10

0,07

38

0,09

0,25

0,29

0,10

0,07

38

0,09

0,25

0,29

0,10

0,07

39

0,09

0,25

0,29

0,10

0,07

39

0,09

0,25

0,29

0,10

0,07

42

0,10

0,27

0,29

0,10

0,08

45

0,11

0,29

0,28

0,10

0,08

45

0,11

0,29

0,28

0,10

0,08

46

0,12

0,30

0,28

0,10

0,09

48

0,13

0,31

0,28

0,11

0,09

51

0,15

0,34

0,27

0,11

0,11

53

0,17

0,36

0,27

0,12

0,13

53

0,17

0,36

0,27

0,12

0,13

53

0,17

0,36

0,27

0,12

0,13

56

0,20

0,39

0,26

0,12

0,16

56

0,20

0,39

0,26

0,12

0,16

56

0,20

0,39

0,26

0,12

0,16

56

0,20

0,39

0,26

0,12

0,16

57

0,22

0,40

0,26

0,12

0,17

59

0,25

0,43

0,26

0,13

0,21

60

0,27

0,44

0,25

0,13

0,23


Коэффициент корреляции Пирсона



для полученных выборок, таблица 11:


Коэффициент корреляции Пирсона

Возраст

Дом

Сила

Любовь

Единство

Мир

Возраст

1,000

 

 

 

 

 

Дом

0,879

1,000

 

 

 

 

Сила

0,972

0,965

1,000

 

 

 

Любовь

0,989

0,934

0,995

1,000

 

 

Единство

0,887

0,995

0,970

0,944

1,000

 

Мир

0,531

0,865

0,713

0,645

0,859

1,000


Табличные критические значения коэффициента корреляции Пирсона для двух выборок объёмом :



коэффициент корреляции Пирсона свидетельствует о достоверной связи между выборками в случае, если его модуль превышает табличную критичную величину для , о достоверном отсутствии связи между выборками в случае, если его модуль меньше табличной критичной величины для , и о об отсутствии возможности сделать однозначный вывод в случае, если находится между ними.

Вывод: все полученные отношения значимости прямо и достоверно коррелируют с возрастом.


Интерес также представляют высокие степени корреляции между самими значимыми уровнями, таблица 12:


Коэффициент корреляции Пирсона

Коррелирующий уровень A

Коррелирующий уровень B

0,995

Дом

Единство

0,995

Сила

Любовь

0,970

Сила

Единство

0,965

Дом

Сила

0,944

Любовь

Единство

0,934

Дом

Любовь


Однако, поскольку полученные частные выборки имеют относительно малый объём, относительно достоверен только вывод о высокой степени противопоставления любви и силы в русскоязычном сознании.


Выводы:


Общие выводы


Русскоязычное индивидуальное сознание взрослого человека, исследованное изучением выборки, можно представить, как двухчастное, состоящее из отождествляемых "личной" и "коллективной" частей.

Личная часть в среднем находится на уровне осознанности, соответствующем человеку возрастом от пятнадцати до тридцати лет, что обусловлено средним личным возрастом выборки. Для этой части характерно "мышление по чувству", выводы на основании сочувствия, гармоническая картина мира.

Коллективная часть в среднем находится на уровне осознанности, соответствующем человеку возрастом от трёх до семи лет, что обусловлено средним возрастом русскоязычного сознания. Для этой части характерно "мышление по связи", выводы на основании однозначной линейной логики, идеализм, силовая картина мира.

Значение, придаваемое личной части, постепенно уменьшается, тогда как значение, придаваемое коллективной части, постоянно растёт. В результате происходит постепенная деградация осознанности, явно происходящая в возрасте около 45 лет. Вместо достижения единства с всеобщим разумом человек достигает единства лишь с разумом своей группы. В результате объём информации, сознаваемой им, качественно возрастает. Однако его уровень его осознанности так же качественно снижается.

Чисто по человечески хочется верить, что выборка большего объёма даст иные результаты. Однако оснований для этого мало.

Hosted by uCoz